Турецкие шахматы: теория.

Теория.

 

Как таковую теорию никто ещё не успел выдумать, а то, что получается в результате частой игры в «турки» мы и называем теорией.

В основном, игра идёт всё-таки на материал. Мат без шаха опытному противнику можно поставить только когда имеешь много фигур за доской. Очень важно не жертвовать в самом начале партии. Ибо если второй игрок медлителен – то можно остаться без фигур.

В дебюте, как правило, мат ставить лезут единицы. Изначально обычно следует небольшой или большой размен. Я даже придумал свою теорию: «теорию навеса». Суть заключается в том, чтобы как можно больше наставить фигур возле короля противника. Завязать его всевозможными связками. Страшнее всего навес по 8-й линии.

Чтобы хорошо играть в защите, надо уяснить несколько важных принципов:

  1. Всегда держать тяжесть на 1-й линии.
  2. Если атакуют ферзя – убежать им как можно дальше от своего короля.
  3. Иметь про запас фигуру для закрытия от простого шаха. Это помешает Вам сесть из-за её отсутствия.
  4. Не увлекаться атакой, если Вам грозит что-то серьёзное.
  5. При получении шаха отходить королём по диагонали.
  6. При защите стараться напасть на атакующую фигуру.
  7. Максимально исключить возможность появления пешек противника на 2-й горизонтали (от Вас)
  8. не давать возможность установить две тяжёлые противника по незащищённой горизонтали, с которой соседствует Ваш король.
  9. Иногда нужно идти на серьёзные жертвы, чтобы убрать серьёзные угрозы.
  10. Если нечем защищаться – лучше подождать фигур и не лезть в плохую позицию.

 

Чтобы хорошо играть в атаке, надо уяснить несколько важных принципов:

  1. Нельзя жертвовать всё подряд. Противник может зависнуть и тогда у Вашего напарника возникнут проблемы.
  2. Фигуры, участвующие в атаке менять нежелательно. Лучше добавлять ещё, если есть.
  3. Шаховать нужно издалека, чтобы не попадать на пешки.
  4. Если напали на атакующую фигуру, то постараться выставлением другой фигуры поддержать угрозу мата.
  5. Если 8-я линия свободна для атаки – нужно обязательно позаботиться, чтобы король не удрал на 7-ю, 6-ю, и т.п.
  6. Каждая установленная в атаке фигура должна быть выставлена с пользой(что-то вяжет, или забирает у короля поля отступления).
  7. Можно малыми жертвами попробовать вывести короля в центр или на свою часть доски с последующим отрезанием ему путей отступления.
  8. Если Вы ставите пешку на 8-ю, то подготовьте соответствующий материал для её замены заранее, иначе Вы можете зависнуть в его ожидании, и так и не дождаться.

 

Элементарные моменты:

  1. Не стоит зацикливаться на пустяковых выигрышах качества или пешки, если у Вас и у напарника достаточно фигур.
  2. Если атакуют Вашу фигуру – пробуйте контратаковать фигуру противника.
  3. Не сидите в ожидании фигуры, если у Вас на то нет серьёзных оснований. В турках проигрывают не только слабые, но и медлительные игроки.
  4. Не выставляйте весь материал в погоню за ферзём, если он не очень нужен Вашему напарнику.
  5. Фигуру в защиту старайтесь ставить так, чтобы создать хоть какую-то угрозу противнику.
  6. Если Вам грозит реальная угроза, а Вы в атаке, атакуйте до тех пор, пока Ваша атака действительно опасна. Если она перестала быть таковой – подумайте о защите.

Перед окончанием:

Когда остаётся мало времени начинается самая настоящая молотиловка. Тут уже не до матов. Самое главное не проиграть по времени. Шаховать, выставлять с непонятными идеями, нахально нападать на мат, короче, вводить в заблуждение. Особенно, когда зависший напарник просит играть быстрее. Думать запрещено)).

 

Пешка на 8-й горизонтали.

 

Многие игроки в швеские шахматы почему-то протестуют против пешки на 8-й, так как это, якобы противоречит  основным правилам игры в шахматы. Но пешка, выставленная на 7-ю, с последующим превращением на 8-й в любую фигуру не менее противоречит шахматным правилам, так как только пешки, стартующие со 2-й горизонтали имеют такую привилегию.

 

Но не будем о грустном.

Итак, по правилам турок, пешку можно смело выставлять на 8-ю горизонталь, и стоять она там может сколько угодно. Также, можно пойти пешкой с 7-й горизонтали на 8-ю и… не превращать её ни во что. А почему бы и нет? Её можно превратить следующим ходом или позже, и даже с шахом.

 

Выставление пешки на 8-ю даёт неоспоримые преимущества. Количество матовых позиций в результате такой атаки возрастает раз в десять.

Без пешки на 8-й при нахождении в соседнем поле короля противника невозможна установка тяжёлой фигуры, которая, чаще всего матует именно на 8-й горизонтали. Обычно, именно с этой целью и ставится пешка на 8-ю. Очень часто её поддерживает пешка на 7-й, готовая при взятии противником пешки на 8-й бьёт фигуру противника с шахом или матом. При этом, конечно, она должна быть защищена. Либо слоном на 6-й горизонтали, либо конём на 7-й(что значительно реже).

 

Рассмотрим типичную позицию(белые атакуют чёрных) Чаще всего пешка лезет на h8, при поддержке пешки на  g7, реже пешку ставят на  f8, но то поле обично занимает ладья после рокировки. Именно пешку на h8 противнику обезвредить сложнее всего. Она держится либо конём на g6, либо король бежит на h7 или  реже на f7.  Также при этих пешках следует опасаться мата конём на e7  или h6.

 

Сложнее залезть, если король рокируется в длинную сторону. Тут даже нет никаких заготовок, так как стандартные «заходы» почти отсутствуют. Тут проявляется индивидуальность. Разве что иногда встречается позиция когда пешки начинают лезть на a7 и b8, а потом на a8 становится тяжесть.

 

Если король стоит не на g8  а на любой другой вертикали , то можно подлезть к нему с помощью пешки, установленной на соседней вертикали. Потом, рядом с пешкой, на соседней вертикали можно начать установку тяжёлых фигур. И естественно, пешка на 8-й горизонтали в последующем может превратиться в тяжесть и добавит угроз.

 

Многие играют в контр игру. Когда нападают на их фигуру, они не защищаются и нападают в ответ на фигуру противника. И часто на одинокую пешку, которая кого-то «убила» на 8-й(возле короля противника) не обращают внимания из-за возможности взятия более ценной фигуры или возможности атаки. А зря. Невинная пешка, укреплённая следующим(и последующими ) ходом превращается в серьёзную угрозу.

 

Погоня за конкретной фигурой. А также о посиделках(не ходи - ходи).

Эти два раздела нужно обсуждать вместе, так как они взаимосвязаны. Ибо «посиди» = равно «не давай  фигур».

 

Итак, кому-то из Вас нужна фигура. Очень. Давайте рассмотрим несколько причин, почему она нужна. Рассматриваются только те случаи, когда времени больше у тех, кому нужна фигура.

 

  1. Чтобы что-то выиграть. Часто в начале игры игрок требует у напарника пешку, чтобы выиграть лёгкую фигуру. Некоторые сидят до последнего, сделав всего несколько ходов с начала партии. Это совершенно глупо, ибо в конце выиграет тот игрок, который умеет «валить» флаг. Но такой вариант возможен, если один требует, а другой сидящий по диагонали - не даёт.

Также часто просят слона, чтобы завязать ферзя или ладью, коня, чтобы сделать вилку, или ладью, чтобы завязать ферзя. Тут каждый решает индивидуально насколько важно выиграть. А если фигура не очень приятна на 2-й доске, то возможно зависание.

 

  1. Чтобы создать матовую угрозу. Угрозы бывают такие, которых можно избежать, или неизбежные. Если угрозы можно избежать, то нельзя сильно наседать на напарника с просьбами о данной фигуре. Если же угроза неизбежна, то просьба часто превращается в требование, что само по сути уже неправильно с точки зрения… этикета. Ведь выигрыш больше зависит от игрока, чем от напарника, а  что-то требовать – значит расписаться в собственном бессилии. Просто попроси. Если напарник, взглянув на Вашу доску примёт решение, о необходимости данной фигуры, он сам её достанет. Бывают вариации, что угрозы вроде и можно избежать, но у противника нет соответствующей фигуры. Тут напарнику желательно выиграть и зависнуть.
  2. Чтобы поставить мат. Тут для добывания фигуры напарнику все средства хороши. Главное контролировать время и уметь вовремя остановиться. Ведь часто бывает так, что раздав полкомплекта в погоне за нужной фигурой и, потеряв драгоценное время, сам оказываешься под угрозой. Ни в коем случае «дожидающийся» напарник не должен орать на своего партнёра (что бывает довольно часто), что он не может сделать элементарного, якобы, достать эту самую фигуру. Не может – не играй с ним. Иди, ищи себе пару, орущий товарищ J. В компьютерном варианте ор заключается в том, что напарник 5-10 или 20 раз нажмёт на нужную фигуру. Чтобы показать, насколько важна тебе фигура – нажми 2 раза.

 

 

«Ходи» или «не ходи».

 

Сначала рассмотрим вариант предложения напарнику: «Ходи».

Обычно его используют в двух случаях. Первый случай: до этого была просьба (заметьте, не команда), «не ходи». Второй случай: игрок сел, и просит напарника делать ходы как можно быстрее, чтобы выиграть по времени. Обычно слово «Ходи» применяется в интерпретации «Ходи быстрее»Тут всё зависит от напарника, точнее, от его способности быстро ходить. Если перевес во времени значительный – можно иногда думать. Если перевес незначительный -  думать запрещено J.

 

Теперь рассмотрим вариант предложения напарнику: « Не ходи».

Мы будем рассматривать только случай, когда игроки умеют играть на время и вовремя «зависать». Варианты, когда противник ходит, зная, что и так выиграл, рассматриваться не будут.

Никогда нельзя просить или требовать у напарника не ходить, если сам упустил преимущество по времени. Если «хождение» напарника смертельно – то зачем тянуть время? Нужно просто сдаться. Часто малоопытные игроки просят напарника не ходить в самых пустяковых ситуациях: проигрыш фигуры или небольших угрозах мата. В итоге страдает и напарник, который теряет преимущество по времени из-за своего «мега-напарника» J.

Очень часто возникает просьба «Не ходи» тогда, когда у противника уже нет фигур или нечем защититься от мата и меньше времени. Здесь напарнику следует прислушаться, так как от этого согласия зависит исход партии.

Также просьбу «Не ходи» можно немного изменить, например: «не давай коня, тяжесть, пешку и пр.». Опять же, решение принимает исключительно напарник, оценив беглым взглядом позицию своего партнёра.

 

Если же Ваш напарник, видя, что  «хождение»  крайне критично для Вас, всё-таки ходит без видимых на то причин, Вам потом нужно спросить, почему он так поступил. Возможно, у него были на то веские основания. Если оснований не было, или он так поступал по своей неопытности, можно попробовать с ним договориться, чтобы в дальнейшем не «тупил». Если же договор невозможен, ищите себе другую пару. Иначе испортите себе настроение. А без хорошего настроения игра не принесёт никакого удовольствия

 

Hosted by uCoz